7 ноября 1967 года во 2 МОЛГМИ был организован курс неврологии для студентов созданного впервые в нашей стране  Медико-биологического факультета. Руководителем и разработчиком курса стала доцент кафедры Нервных болезней (зав. кафедрой - академик Н.К. Боголепов),  доктор медицинских наук Людмила Григорьевна Ерохина.

Особенностью курса являлось то, что впервые было необходимо дать основные теоретические и практические положения неврологии студентам «нелечебного» направления – биохимикам, биофизикам, медицинским кибернетикам. И такая, не имеющая аналогов, учебная программа, где работа нервной системы в норме и патологии была представлена с позиций основных физических и кибернетических закономерностей вскоре была успешно создана сотрудниками курса. В этой программе были впервые представлены принципы системного подхода к изучению структурно-функциональных основ работы мозга как единого целого, учтены основные теоретические концепции кибернетики, реализован проблемный подход в преподавании и раскрыты перспективы изучения патогенеза заболеваний нервной системы и некоторых патологических состояний мозга. Был реализован принцип преподавания основ неврологии в сочетании с научно-исследовательской деятельностью студентов по основным научным направлениям кафедры. Профессор Л.Г. Ерохина уделяла большое внимание рациональной организации педагогического процесса, читала яркие и запоминающиеся лекции.

Коллектив вновь организованного курса состоял всего из 4 человек – Заведующая курсом, 1 ассистент, 1 лаборант (Л.Г. Бычковская) и 1 препаратор (Т.Н. Серегина). С первых дней создания курса ассистентом, а в последствии доцентом работала к.м.н. Нина Ивановна Левицкая, (стаж работы на кафедре  - более 40 лет). Впоследствии коллектив курса расширялся, на кафедру пришли ассистенты (впоследствии – доценты) Нина Сергеевна Чекнева (более 30 лет бессменно руководящая работой учебной частью кафедры), Леонид Васильевич ГубскийНина Германовна Савина, Нина Николаевна Лескова, Людмила Витальевна Стаховская, Валентина Владимировна Гудкова.

Клинической базой кафедры стали два неврологических отделения (на 130 коек) 20-ой городской больницы Дзержинского района г. Москвы. Вот уже более 40 лет ГКБ №20 Северо-Восточного округа  Москвы (м. «Бабушкинская») является кафедральной alma mater.

Через 13 лет, в 1980 г. курс был реорганизован в кафедру неврологии Медико-Биологического факультета, а в 1985 г. прежнее название было изменено на кафедру неврологии и нейрохирургии № 2 лечебного факультета 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова.

 

Благодаря коллективной деятельности нашей кафедры и кафедр медицинской кибернетики и высшей математики 2 МОЛГМИ впервые были созданы машинные алгоритмы дифференциальной диагностики характера и прогноза инсульта, что позже легло в основу вычислительной диагностики неотложных неврологических состояний.

Основными научными направлениями кафедры в 1970-80-е годы были проблемы  ангионеврологии, гипоксии мозга, пароксизмальных нарушений сознания, коматозных состояний при заболеваниях внутренних органов и другие актуальные проблемы соматоневрологии. Еще  1960-е годы Л.Г. Ерохина разработала новую классификацию и патогенетический механизм болевых синдромов лица, обосновала концепцию мультинейронального рефлекса. В течение многих лет разрабатывалась общеклиническая проблема синкопальных состояний и бессудорожной формы эпилепсии. В это же время на кафедре проводился цикл работ по выполнению программ космической медицины.

 

С позиций дня нынешнего можно по разному относиться к наградным формулировкам времен СССР, но следует помнить, что коллектив кафедры неоднократно выходил на лидирующие позиции среди кафедр МБФ и всего 2-го МОЛГМИ. Так, в 1979г.  было завоевано I место в социалистическом соревновании клинических кафедр МБФ, а в1981 -  I место в социалистическом соревновании, посвященном достойной встрече ХХVI съезда КПСС.

Много лет профессор Л.Г. Ерохина являлась главным внештатным неврологом Министерства Здравоохранения РСФСР, внеся большой вклад в организацию неврологической помощи населению России.

За время многолетней работы Л.Г. Ерохина была удостоена почетного звания «Заслуженный деятель науки», награждена знаком «Отличник здравоохранения», медалью «За отличные успехи в работе», а также медалью имени Ю.А. Гагарина – за цикл работ по выполнению программ космических исследований.

С 1997 г. в истории кафедры начался новый этап. С этого времени кафедрой руководит чл.-корр. РАМН, доктор медицинских наук, профессор Вероника Игоревна Скворцова. Будучи ученицей таких признанных корифеев отечественной неврологии, как академик Е.И. Гусев, академик Л.О. Бадалян и др., Вероника Игоревна, обладая опытом не только клинициста и ученого, но и талантливого организатора, построила работу на кафедре таким образом, что всем направлениям был дан мощный импульс развития.

Бережно сохраняя традиции кафедры, опираясь на сложившийся коллектив старших сотрудников (профессора Л.В. Стаховская и Л.В. Губский, доценты Н.С. Чекнева, Н.И. Левицкая, В.В. Гудкова), Вероника Игоревна активно способствовала привлечению в кафедральный коллектив новых молодых сотрудников, большинство из которых являются кафедральными воспитанниками из числа студентов-кружковцев, ординаторов, аспирантов. Так, коллектив кафедры пополнили ассистенты, Евгения Александровна Кольцова, Николай Анатольевич Шамалов, Ирина Викторовна Линник, Ирма Мухамедовна Шетова, Михаил Константинович Бодыхов, Александр Валерьевич Алехин, Андрей Павлович Смирнов, доцент Елизавета Алексеевна Петрова. В разное время большой вклад в работу кафедры внесли ассистенты Наталья Анатольевна Пряникова, Глеб Николаевич Левицкий, Галина Петровна Пирлик, Александр Андрианович Алексеев, Ирина Александровна Платонова, Константин Владимирович Соколов.

С приходом В.И. Скворцовой активизировались международные связи кафедры. На сегодняшний день достижения научных направлений кафедры хорошо известны за рубежом, идет интенсивный обмен опытом с зарубежными коллегами  ведущих университетских клиник и научных центров Европы и США. Укрепляются дружеские и неформальные связи с ведущими неврологами разных стран, благодаря чему стала возможной активная стажировка кафедральных сотрудников по различным направлениям за рубежом, а иностранных аспирантов – у нас. Вероника Игоревна избрана членом Правления  Всемирной Организации Инсульта, исполнительным директором Всемирной Федерации Инсульта, генеральным секретарем  Европейского Совета по проблеме инсульта, членом комитета по координации научных исследований Европейской Федерации Неврологических сообществ, а также членом научных комиссий по цереброваскулярной патологии, интенсивной терапии в неврологии, болезням двигательного нейрона Европейской Федерации Неврологических сообществ. Кафедра принимает активное участие в организации и проведении отечественных и международных неврологических конгрессов и конференций.

В апреле 2002 г. была открыта еще одна клиническая база кафедры – в городской клинической больнице № 31 Западного округа г. Москвы (м. «Проспект Вернадского»). В том же году на базе неврологической клиники ГКБ 31 был создан Федеральный Центр по проблеме инсульта, в котором была внедрена новая система по оказанию поэтапной помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

 

С 2005 года на базе Федерального центра впервые в России был создан и активно функционирует Научно-Исследовательский Институт Цереброваскулярной патологии и инсульта РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Результатом внедрения в клиническую практику новых диагностических и терапевтических технологий в нашей неврологической клинике явилось значимое повышение эффективности лечения неврологических больных, которые всего лишь 25-30 лет назад считались «бесперспективными». Так, летальность при инсульте была снижена более чем в 4 раза; открылись новые возможности для восстановления утраченных неврологических функций у пациентов. 

 

Кафедра продолжает активное развитие по всем направлениям своей деятельности (образовательной, научной, лечебной, организационной), сохраняя преемственность поколений в большом коллективе, бережно сохраняя опыт старших сотрудников и активно внедряя современные высокотехнологичные методы как в лечебной работе, так и в педагогическом процессе. Такой синтез в конечном итоге приводит как к повышению успеваемости студентов и ординаторов, вооружая их самыми современными знаниями в области неврологии и смежных дисциплин, так и к оптимизации лечебного процесса, уменьшая процент инвалидизации и смертности пациентов от неврологических заболеваний, повышая качество их жизни, возвращая их в социум.

© mkb-osteopat

Конструктор сайтов - uCoz